О будущем контестинга и "технологиях" в шутку и всерьез

Глава 1. Контестинг. Взгляд на технологии.

Что и говорить, для многих из нас любительское радио это прежде всего КОНТЕСТИНГ, причем я не стесняясь пишу это слово с большой буквы. Лично мне прошедшие CQWW послужили поводом для того, чтобы серьезно задуматься. Вам знакомо ощущение, приходящее приблизительно на рассвете второго дня 48-часового контеста? "Гори он огнем, этот контест... и зачем только я начал работать... контестинг - это издевательство над людьми..." и так далее. Но нет, речь вовсе не об этом.

Я подумал, что в последнее время все больше и больше внимания мы уделяем современным "технологиям" контестинга, в результате чего наши соревнования потихоньку (а в каком-то смысле ужЕ и не "потихоньку") превращаются в:

  1. соревнования "технологий"
  2. соревнования "бюджетов" (что частично является следствием первого).
Убежден, что в самом ближайшем будущем нам стОит задуматься о некоторых вопросах, поднимаемых в этой длиннющей статье...

О чем это я? Рассказываю.
Возьмем ТЕЛЕГРАФНЫЙ CQWW и категорию MOST. Согласно правил, вся аппаратура и антенны должна располагаться в диаметре 500 метров. При этом разрешается использовать любые сети DX-оповещения (кластеры). Не секрет, что многие ТОП-станции активно используют технологию "снятия" информации из эфира с помощью скиммеров. Не запрещено? Нет, не запрещено.

Поступающая информация синхронизируется с лог-ом станции, в результате операторы получают список "не сработанных" станций с частотами.
Отлично!
Означает ли это, что я могу сделать следующее:

ВНИМАТЕЛЬНО прочитав правила (повторю, сети DX оповещения разрешены) я выставляю SDR-приемник со скиммером и доступом в интернет:

  1. на удаленном объекте в нужном мне QTH (Америка, Европа как вариант)
  2. на локальном объекте (в своем QTH) но достаточно далеко от передатчиков, чтобы не "забивать" прием.

Организовываю "свой собственный", суперзакрытый кластер.
На всех объектах "снимается" информация о работающих в эфире станциях и "складывается" в этот кластер.
Далее синхронизируем с лог-ом (делает любой контест-софт).
В результате в точке , откуда ведется работа в контесте получаем "идеальный" приемник и список нужных позывных (не сработанных и "мультов") внутри лога.

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Это не считается удаленным приемом?

Моя версия: "Де-юро" - нет. "Де-факто" - да...почти:
Тем не менее, ЭТИМ МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?
Если нет, то почему?
Если да, ОТЛИЧНО! После определенной подготовки мы можем устроить себе такой "праздник" в точке присутствия.

ДАЛЬШЕ-БОЛЬШЕ.
Нигде не написано в чем заключается процедура проведения радиосвязи. (Речь, напомню, про телеграф). Сегодня практически никто не работает с ключа, для проведения связей существует компьютер, софт и клавиатура. Таааккксссс.... В точке присутствия мы имеем список всех позывных (НУЖНЫХ НАМ) на всех частотах! При этом мы еще и понимаем где МУЛЬТ, где 3-х очковый позывной, а где просто новая станция.

Что еще? Нопомню, что информация из скиммера - это не только и не СТОЛЬКО информация о позывном станции и ее частоте, но еще и информация "в прямом эфире" - т.е. мы "знаем" и "видим" момент перехода станции на прием, на передачу, определяем дает ли станция общий вызов или "отвечает" кому-то.

И что? А вот что:
Заказываем софт, который делает следующие фокусы:

  • "понимает" кто из тех, кто в данный момент времени работает в эфире, нам больше "нужен"
  • "понимает" кто переходит на прием и в какой момент времени
  • и самое главное - исходя из предыдущей информации - "выставляет" наш передатчик на нужную частоту и ВЫЗЫВАЕТ КОРРЕСПОНДЕНТА САМ!!!
Таким образом мы получаем "машинку", которая является ИДЕАЛЬНЫМ ОПЕРАТОРОМ. При этом, таких "машинок" в случае multi-single может быть две - RUN и MULT. Повторю, что они (машинки), слышат ВСЕ ЧАСТОТЫ СРАЗУ на ВСЕХ ДИАПАЗОНАХ и могут молниеносно оценивать ситуацию.

Понятно, что интерфейс "машинки" подразумевает управление трансивером и усилителем, а также переключением и поворотом антенн. А теперь ВНИМАНИЕ: добавляем в алгоритм

  • индексы солнечной активности
  • местонахождение (координаты) точки присутствия
  • информацию о "состоянии дел" конкурентов (к примеру их порядковые номера, кол-во услышанных скиммерами их связей и т.п.)
  • grey line
  • прочие навороты.
Задумайтесь - 70-80% времени в контесте тратится на прием. Те, кто "разбирается в вопросе", давно уже поняли, что надо передавать вторым местом с блокировкой во время приема первого...и, как выясняется, это дает потрясающий результат.

Однако, посадив двух или даже трех (больше невозможно) операторов на диапазон RUN, их (операторов) надо еще СИНХРОНИЗИРОВАТЬ. И даже если предположить, что и это в принципе возможно, мы никогда не получим результат даже близкий к идеальному.

А все дело в том, что ну не могут 2-3 человека слышать и понимать столько, сколько "слышит" компьютер. И, что главное, не смогут синхронизировать свои действия так, чтобы всегда "Попадать" в нужное время на нужного корреспондента на нужной частоте.
А "машинка" СМОЖЕТ! Машинка решает ВСЕ задачи. Машинка ВСЕГДА РАБОТАЕТ НА ПЕРЕДАЧУ.

К чему я "клоню". Мне кажется, что мы находимся на пороге внедрения неких революционных технологий в контестинге. Создание такой машинки - лишь дело времени, даже не бюджета. Поставить ТЗ и заказать софт - несколько месяцев и дело сделано. Понятно, что алгоритмы и протоколы необходимо будет постоянно "оттачивать", но это уже другая история.

И тогда мы приходим к СОРЕВНОВАНИЮ МАШИНОК:) а, точнее, алгоритмов. По крайней мере, думаю, что в CQWW CW 2011 я постараюсь реализовать нечто подобное...вот и посмотрим:) Это напоминает известную историю о игре в шахматы между компьютером и человеком? Знаете, чем закончилось в итоге? Компьютер все равно выигрывает:)

Немного лирики для "творческого перекура"

Воображение рисует картину:

CQWW CW 20...-ского года. Огромный зал ресторана В Москве. За столиками - "команды-участники контеста". На стене огромный экран, на котором в режиме реального времени будут отображаться результаты участников. На каждом столике компьютеры и мониторы, вокруг которых деловито расселись "члены команды". Ресторан так и называется "CONTEST".

На мониторах - прямая видео-аудио связь с "удаленными объектами": где-то там, на КИпрах, Канарах, Мальдивах и Галапагосиках установлены антенны, подключены трансиверы и усилители, работающие через интернет в автоматическом режиме. На прямой видеосвязи техники, находящиеся подле и призванные следить за аппаратурой "там", в отдельных окошках видны видео антенн, показания приборов и прочая информация.

Все готово к старту. Идут последние приготовления. ПОка "участники" заказыввают по меню свой контестовый ужин и горячительные напитки, взъерошенные сисадмины судорожно проверяют "трехэтажные" алгоритмы, пингуют каналы интернета, общаются по скайпу с технарями, находящимися на "той стороне".

В середине зала установлен главный столик, предназначенный для CQ WW комитета, за который приглашен президент местечковой компании-провайдера интернета. Его, понятное дело, угощают нахаляву - от него много зависит, однако.

Дамы (жены и подруги контестеров) в вечерних платьях поправляют прически и критически оценивают друг друга. "Участники" разливают бокалы, в зале гаснет свет и на сцену выходит K3EST, директор CQWW Contest.
- "Дамы и Господа! Я рад приветствовать собравшихся контестменов с мировым именем!" - Боб по очереди представляет команды, сидящие за столиками.
- "От имени CQ WW Contest комитета разрешите дать старт нашему очередному празднику контестинга!" И ровно в 00.00 Z с хлопком вылетающей пробки из-под шампанского начинается очередной праздник.

С этой секунды, машинки, управляемые дистанциооно из ресторана, начинают работу в эфире. Моментально на экране появляются результаты, а участники и зрители с жадностью смотрят в экран, закусывая свое Шато Марго красной икрой от RK0LXY... Там, на удаленных объектах происходит священнодействие: крутятся антенны, щелкают релюшки коммутаторов, перестраиваются трансиверы, машинки проводят связи - идет "контест"...
В окошках видеосвязи то и дело появляются "техники" и докладывают о ходе процесса.

Спустя пару часов, когда стартовая лихорадка проходит, а участники, зрители и иже с ними ужЕ накушались, приходит первое понимание "кто же потенциальный лидер".....

Так продолжается еще 46 часов. Ровно в 23.59Z воскресенья, уставший, но довольный от русского гостепреимства K3EST с бокалом в руке объявляет окончание контеста, опрокидывает 50 гр. водки и разбивает бокал с криком "на счастье". В 00.00 Z все машинки моментально прекращают работу и молниеносно обмениваются информацией, в результате чего на экране через несколько минут должен появится финальный рехультат. За этим внимательно следит до сих пор сидевший в углу и закусывывший устрицами, гений мирового программинга K3NA.

Наступет 3-минутное молчание в ожидании результата. Участники, гости и официанты замирают на местах, замолкает оркестр, мобильники переводятся в авиарежим, перекрывается движение на улице, газ в трубах и вода в кранах.
И вот...вот...наконец, компьютер выдает на экран тройку победителей. Зал взрывается от аплодисментов, а "проигравшие" от злости. У первых разлетаются брызги шампанского, у вторых разлетаются осколки мониторов, разбиваемых о головы программеров.

Итак, такая машинка - дело времени.
Финализирую (моя версия): мы должны уже сейчас задуматься о том, что в самом ближайшем будущем технологии контестинга могут существенно поменяться. По всей видимости правила требуют корректировок, хотя, если говорить честно, такие вещи "актуальны" разве что для ТОП-10...Вряд ли остальные те, кто работает в контестах, станут "заморачиваться".
Но согласитесь, не правда ли интересна была бы битва машин и людей? :)
Знаю...знаю... только ОЧНЫЕ! Все остальное в контестинге - это ВИРТУАЛЬНО! И об этом ниже.

<<< Назад Далее >>>

Rambler's Top100
Rambler's Top100
Яндекс цитирования