Автомобильная антенна 27/144/430 МГц

Вообще, конечно, идея CB-радио чужда радиолюбителям, но, все же, возможность использовать этот диапазон, особенно в процессе путешествий на дальние расстояния, не будет лишней.

Словом, решил я в машине установить CB радиостанцию и антенну на 27мГц (давно бесхозно лежал Alan78 plus). На автомобиле уже была установлена антенна GP 144MHz, ставить вторую, на 27 не очень хотелось, нужна была компактная антенна. Начались поиски двухдиапазонной антенны 27/144 МГц на просторах интернета - результата не было.

Было желание иметь фирменную антенну, на крайний случай, китайскую, но, увы, никто из поставщиков коммуникационного оборудования этой темой не занимался. В форумах я нашел пару намёток на самодельную конструкцию, но конкретного так никто ничего не предложил.

Немного упражнений с моделировщиком антенн MMANA и пришло понимание, что изготовить такое чудо очень даже можно.

Итак, желающим иметь одну антенну для CB и УКВ диапазонов (27/144) МГц предлагаю следующую конструкцию:

  1. Что посчитала MMANA, и что получилось после настройки на авто, разные вещи..!?
  2. В качестве основы антенны используется стеклотекстолитовый кругляк D=5mm.
  3. Основание самодельное:
    • пружина сталь, омеднённая, покрыта никелем.
    • два латунных стакана (вставляются с двух сторон пружины и пропаиваются) покрытых никелем, в собранном виде высотой 65мм.


    Эти два стакана соединены между собой токопроводящим медным антенным канатиком 3мм. Канатик прослаблен для нормальной работы пружины.

  4. На стеклотекстолитовый кругляк намотан провод ПЭЛ-0,4мм. От основания (окончания латунного стакана) на длину 285мм мотается 18 витков (длина этого провода 50см), затем виток к витку 168 витков на длину намотки 67мм, и в окончании 3,5 витка на длину 200мм.
    Общая высота антенны составляет 620мм.
    После общей сборки антенны проверить КСВ на 145MHz. Возможно, придётся укорачивать, или удлинять (что хуже) первую секцию намотки (18вит / 285мм), если КСВ приемлем, можно проверить на 432MHz.
    В моём случае получилось 144-146 КСВ=1,2 во всём промежутке. На 430-440 КСВ=1,5. Далее переходим на 27MHz, в моём случае 27,135 MHz. Настраиваем путём уменьшения витков катушки (168вит / 67мм) и окончания антенны (3,5 вит / 200мм). Минимально полученный КСВ = 1,1 на частоте 27,135MHz.
    Широкополосность антенны по уровню КСВ = 2 получилась +/- 50кГц.
    Те результаты, которые я указал, это готовая настроенная антенна. Рекомендую несколько увеличивать длину провода для более точной настройки антенны.
  5. После настройки одеваем термоусадочную трубку. Значения КСВ резко поменяются, в особенности на 27MHz, в моём варианте сдвиг произошел вниз по частоте на 400кГц. Имейте это в виду...
  6. По результатам MMANA-ы усиление антенны составляет на 27MHz (-12dBi); 145MHz (-2.6dBi), что вполне приемлемо для автомобильной антенны.

Нужно оговориться, что конструкция не идеальная. Я делал ее для себя, так что, желающие покритиковать всегда могут сделать лучше!

QSO.RU Rambler's Top100
Rambler's Top100
Яндекс цитирования