Радио-раритет VEF Super M517

В июне месяце 2012года один из радиолюбителей г. Новочеркасска привёз мне пару ламповых приёмников, с предложением или разобрать их или сразу выкинуть. По-видимому, у человека просто отпало желание что либо с ними сделать... На одном явно просматривалось название "Рекорд 68-2" а вот второй был безымянный. Впоследствии, на просторах всемирной паутины выяснил, что это VEF Super M517.

Как потом оказалось, VEF Super M517 был просто выброшен на свалку после стариков, предыдущих хозяев одного из частных домовладений новыми хозяевами. Т.е. детально узнать как он появился в Новочеркасске, просто нет возможности, спрашивать уже не у кого... При детальном осмотре понял, что схема соответствует VEF Super M507. Изучив массу информации по истории производства стало ясно, что данный приёмник был произведён в начале 1941г., т.е. в первые месяцы оккупации Латвии Немецко-фашистскими войсками.

В период Второй Мировой войны завод VEF продолжал производство радиоприёмников, в том числе и для фронта, Вермахта. Судя по внутренностям приёмника понял, что шасси и схема 507, (разработка 1940г.) т.с. на "красных лампах", на панелях типа "паук", а вот на шкале еле, еле проступала надпись VEF Super M517, серийный номер 02134. Вывод: этот приёмник один из первых который пошел под серией VEF Super M517, когда схема полноценного М517 ещё была только на бумаге. Он, кстати, имеет шесть ламп в отличии от М507 который собран на пяти…

Первоначальный вид приёмника говорил, что вряд ли с него что то получится, корпус был раздавлен с задней части, рейки жесткости валялись оторваны от фанерного корпуса, ламп недоставало, но шкала была целой, и стёкла и покраска, хотя от времени сверху краска явно выгорела, но при подсветке вид был поразительно завораживающим.

За семьдесят с небольшим лет краска не обсыпалась, хромированная стрелка была как новая. Два месяца я на него смотрел, и ждал вдохновения на производство реставрационных работ. И вот пойдя в трудовой отпуск с основного производства решил основательно заняться этим приёмником. Детально осмотрев внутренности подвала шасси понял, никто не ковырялся и нечего не менялось, это радовало. А вот с корпусом пришлось повозится основательно.

Вначале была мысль изготовить новодел, но потом решился восстанавливать старый. Замочил фанеру в воде, потом распорки и в тенёк на сквознячок, что бы быстрее высох. Получилось. Потом пришлось снять слой бумаги сверху, и приклеить внутренние распорные рейки. Затем проклеил заново бумагой, прошпаклевав до и после, и на покраску. Через несколько дней корпус был готов. В промежутках с реставрацией корпуса, занимался самим приёмником, отчистил от грязи, отмыл, потом проклеим малярным скотчем то, что не подлежало покраске, покрасил шасси, трансформатор, основание механизма шкалы. При устовке ламп приёмник "задышал", т.е. УНЧ заработал.

Пару дней искал причину нерабочего гетеродина, причина проявилась в виде обрыва катушки связи для возбуждения. Пять минут, и о чудо... Старичок заработал... Да как заработал, как говорится звук знакомый с детства, у нас ведь с ним разница, в каких то 22 года. Ведь моё познание Радио началось именно с детекторного и лампового приёмников. Три дня я сидел и наслаждался этим поистине Super приёмником. Чувствительности хоть отбавляй, антенна 2м проволоки на подоконнике, хватало и для КВ, а "Маяк" на средневолновом диапазоне, ловит вообще без антенны.

Конечно, отсутствие АРУ вносит свои коррективы в работе, но зато явно виден живой эфир. А самое главное это получил огромное моральное удовлетворение от проделанной работы. Вот так была дана вторая жизнь этому VEF Super M517 с s/n:02134 1941г. выпуска. Так, что всё родное и рабочее.

Фото отчёт по дням и часам на фото.

QSO.RU Rambler's Top100
Rambler's Top100
Яндекс цитирования